четверг, 16 февраля 2012 г.

SMM ROI: взгляд оленя

Несколько дней назад в фейсбучике гуляла довольно забавная картинка на тему оленей и показателя ROI в Social Media Marketing. Все посмеялись, пошарили. В SMM UA Group даже развернулась небольшая дискуссия на эту тему. Высказывались прямо противоположные мнения об этом показателе.

Этим коротким постом я хочу высказать свою личную точку зрения на тему использования модных финансовых терминов, к которым, безусловно, относится и Return Of Investments.



Я немного утрирую, чтобы было веселее.
Допустим, я решил открыть пирожковую "Виталик и Партнеры". Привлек 10 000 евро инвестиций, из которых 8000 были вложены в оборудование, 1000 в муку и 1000 в подсолнечное масло. 8000 евро - это инвестиции в основные средства, 1000+1000 - это расходы на переменные издержки

Для того, чтобы делать пирожки мне необходимы мука и подсолнечное масло, но могу ли я требовать от продавца муки, чтобы он сообщил мне ROI муки? :) Нет, потому что это не инвестиции, но расходы на издержки.

Могу ли я спросить ROI оборудования у продавца? Оказывается "не очень", потому что оборудование без муки и масла - груда металла, которая постоянно морально устаревает.

Так у чего тогда есть ROI?
А ROI есть у инвестиционного проекта "Пирожковая" и записан он у меня в бизнес-плане, который утвердил инвестор. Одна и та же гривна называется инвестиционной или расходной в зависимости от того, на что она тратится. 

Внимание, вопрос:
Чем является Social Media Marketing для компании-заказчика? Объектом инвестиций? Его что можно купить, а потом дороже продать? :) 
SMM, как и любой маркетинг, это расходная часть проекта. У него не может быть ROI по определению.

Так что олени на этой картинке, по-моему, сидят за столом ;)